Версия для слабовидящих

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

ЭКСТРЕННЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

ПОЖАРНЫЕ

ПОЛИЦИЯ

СКОРАЯ ПОМОЩЬ

СЛУЖБА ГАЗА

ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОН ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ

Архивы

Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей

Содержание

I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи рабочей программы
1.3. Принципы реализации программы
1.4. Объекты программы
1.5.Ожидаемые результаты
1.6. Нормативно-правовое обеспечение программы:
1.7. Здоровьесберегающие технологии, используемые в разновозрастной (оздоровительной) группе

II Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности
2.1.Физкультурное оборудование и инвентарь:
2.2. Планирование физкультурно-оздоровительной работы
2.3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
2.4. Особенности организации режимных моментов
2.5. Система закаливания
2.6. Двигательный режим в санаторной группе
2.7.Модель двигательного режима в санаторной группе
2.8. Комплексно-тематическое планирование
2.9.Индивидуальный щадящий режим после перенесенных заболеваний
2.10. Распределение детей по группам здоровья

III Преемственность в работе с семьей
3.1. Принципы взаимодействия с семьей
3.2. Формы работы с семьей
3.3. Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома
3.4. Общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома
3.5. Физкультурно-оздоровительный климат в семье

IV Содержание физкультурно-оздоровительной работы с учетом национально-регионального компонента

I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы» разработана на основе «Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 102 «Подснежник» и определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.

Для реализации программы не требуется дополнительных часов, они входят в раздел «Познавательное развитие» и «Физическое развитие», воспитательные мероприятия при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

1.2. Цели и задачи рабочей программы

Цель рабочей программы:
гармоничное физическое развитие;

формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;

формирование основ здорового образа жизни.

Задачи рабочей программы:

  • Оздоровительные:
  • охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;
  • всестороннее совершенствование физических качеств;
  • повышение работоспособности и закаливание.
  • Образовательные:
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
  • Воспитательные:
  • формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
  • разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости
  • от региональных особенностей;
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.4. Объекты рабочей программы:

  • Дети разновозрастной (оздоровительной) группы;
  • семьи детей, посещающих разновозрастную (оздоровительную) группу;
  • воспитатели разновозрастной (оздоровительной) группы, медсестра, физ. инструктор.

1.5. Ожидаемые результаты:

  • Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  • Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
  • Овладение навыками оздоровления.
  • Снижение уровня заболеваемости детей (снижение количества заболеваний и их продолжительности, отсутствие обострений, суммарные показатели положительной динамики развития детей, повышение индекса здоровья, отсутствие травматизма и др.).
  • Рост показателей физической подготовленности детей.
  • Сформированность безопасного для здоровья поведения, потребности соблюдения гигиенических норм и правил.
  • Повышение уровня физического и психического здоровья, развития психических функций. Снижение уровня тревожности и инфантилизма.
  • Развитие эмоциональной сферы, создание условий психологического комфорта ребенка в детском саду.
  • Обеспечение преемственности художественного, творческого, эстетического развития детей.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов.
  • Повышение педагогической валеологической культуры родителей.

1.6. Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
  • Устав образовательного учреждения.
  • Конвенция о правах ребенка.

1.7. Здоровьесберегающие технологии, используемые в разновозрастной (оздоровительной) группе

ВидыОсобенности организации
Медико-профилактические
Закаливание в соответствии с медицинскими показаниями
1Умывание после дневного сна (мытье рук до локтя)Дошкольные группы ежедневно
2Ходьба босикомВсе группы ежедневно
3Облегченная одеждаВсе группы ежедневно
Профилактические мероприятия
1Витаминотерапия2 раза в год (осень, весна)
2Витаминизация 3-х блюдЕжедневно
3Употребление фитонцидов (лук, чеснок)Осенне-зимний период
4Чесночные бусы Ежедневно, по эпидпоказаниям
Медицинские
1Мониторинг здоровья воспитанниковВ течение года
2Плановые медицинские осмотры2 раза в год
3Антропометрические измерения2 раза в год
4Профилактические прививкиПо возрасту
5КварцеваниеПо эпидпоказаниям
6Организация и контроль питания детейЕжедневно
Физкультурно- оздоровительные
1Коррегирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие)Ежедневно
2Пальчиковая гимнастикаЕжедневно
3Дыхательная гимнастикаЕжедневно
4 Динамические паузыЕжедневно
Образовательные
1Привитие культурно-гигиенических навыковЕжедневно

II Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности

В разновозрастной (оздоровительной) группе проводится постоянная работа по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Под руководством медицинского персонала осуществляется комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов условий. При проведении закаливающих мероприятий осуществляется дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.

Большое внимание уделяется на выработку у детей правильной осанки.

В помещении обеспечивается оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучают детей находиться помещении в облегченной одежде.

Обеспечивается пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.

Обеспечивается оптимальный двигательный режим – рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.

Постоянно поощряется участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивается инициатива детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощряется самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывается интерес к физическим упражнениям, учим пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий(в свободное время).

Ежедневно проводим с желающими детьми утреннюю гимнастику.

В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки с длительностью 1-3 минуты.

2.1. Физкультурное оборудование и инвентарь

Для реализации активной двигательной деятельности детей используются спортивный зал, игровые и спортивные площадки на участке детского сада, оборудование спортивным инвентарем.

Набор физкультурного оборудования для первой младшей группы

Тип оборудованияНаименованиеРазмеры, массаКол-во на группу
Для ходьбы, бега, равновесияДоска с ребристой поверхностьюДлина 150 см
Ширина 20 см
Высота 3 см
1
Коврики, дорожки массажные,со следочками (для профилактики плоскостопия)180 х 40 см5
Скамейка гимнастическаяДлина 150-200 см
Ширина 35 см
Высота 15 см
1
Шнур длинныйДлина 100-150 см1
Для прыжковМини-матДлина 60 см
Ширина 60 см
Высота 7 см
10
Куб деревянный малыйРебро 15- 30 см5
Обруч плоский (цветной)Диаметр 40-50 см5
Шнур короткий плетёныйДлина 75 см5
Для катания, бросания, ловлиКорзина для метания мячей1
Мяч резиновыйДиаметр 10-15 см10
Мяч-шар надувнойДиаметр 40 см2
Обруч малыйДиаметр 54-65 см5
Шарик пластмассовыйДиаметр 4 см5
Для общеразвивающих упражнений Мяч массажныйДиаметр 6-8 см10
Мяч резиновыйДиаметр 10-15 см, 20-25 см10
Обруч плоскийДиаметр 20-25 см10
Палка гимнастическая короткаяДлина 60 — 80 см10
Колечко с лентойДлина 5 см10

Набор физкультурного оборудования для второй младшей группы

Тип оборудованияНаименованиеРазмеры, массаКол-во на группу
Для ходьбы, бега, равновесияДоска с ребристой поверхностьюДлина 200 см
Ширина 20 см
Высота 4 см
1
Коврик, дорожка массажные, со следочками4
Обруч большойДиаметр 95-100 см 1
Мяч-попрыгунчикДиаметр 50 см 2
Обруч малыйДиаметр 50-55 см 5
Шнур короткийДлина 75 см 5
Для катания, бросания, ловлиКегли (набор)1
Мешочек с грузом малыйМасса 150-200 г2
Мяч резиновыйДиаметр 10 см5
Шар цветной (фибро-пластиковый)Диаметр 20-25 см2
Для ползанья и лазаньяВоротцы2
Полукольцо мягкоеДиаметр 120 см
Высота 30 см
Диаметр 5-6 см
1
Лента цветная (короткая)Длина 50 см10
Мяч массажныйДиаметр 8-10 см10
Обруч плоскийДиаметр 40 см10
Палка гимнастическая короткаяДлина 75-80 см10
Флажок10

Набор физкультурного оборудования для средней группы

Тип оборудованияНаименованиеРазмеры, массаКол-во
Для ходьбы, бега, равновесияКоврик массажныйДлина 75 см,
Ширина 70 см
10
Шнур длинныйДлина 150-см,
Диаметр 2 см
1
Мяч-попрыгунчикДиаметр 50 см2
Для прыжковОбруч плоскийДиаметр 40 см3
Палка гимнастическая короткаяДлина 75-80 см10
Скакалка короткаяДлина 120-150 см3
Для катания, бросания, ловлиКегли5
Кольцеброс (набор)2
Мешочек с грузом большойМасса 400 г2
Обруч большойДиаметр 100 см2
Серсо (набор)1
Для ползания и лазаньяВоротцы2
Для общеразвивающих упражнений Колечко резиновоеДиаметр 5-6 см10
Мешочек с грузом малыйМасса 150-200 г10
Обруч малыйДиаметр 55-65 см10
Шнур короткийДлина 75 см10

Набор физкультурного оборудования для старшей и подготовительной групп

Тип оборудованияНаименованиеРазмеры, массаКол-во на группу
Для ходьбы, бега, равновесияКоврик массажный со следочками10
Шнур короткий (плетеный)Длина 75 см5
Для прыжковОбруч малыйДиаметр 55-65 см5
Скакалка короткаяДлина 100-120 см5
Для катания, бросания, ловлиКегли (набор)3
Кольцеброс (набор)2
Мешочек малый с грузомМасса 150-200 г5
Мяч большойДиаметр 18-20 см5
Мешочек с грузом большойМасса 400 г2
Мяч для мини-баскетболаМасса 0,5 кг2
Мяч утяжеленный (набивной)Масса 350 г, 500 г, 1 кг1
Мяч-массажер2
Обруч большойДиаметр 100 см2
Серсо (набор)2
Для ползания и лазаньяКомплект мягких модулей (6-8 сегментов)1
Для общеразвивающих упражненийГантели детские10
Кольцо малоеДиаметр 13 см10
Лента короткаяДлина 50-60 см10
Мяч среднийДиаметр 10-12 см10
Палка гимнастическая короткаяДлина 80 см10

В разновозрастной (оздоровительной) группе оформлен физкультурный уголок, оборудованный спортивным инвентарем, атрибутами спортивных игр.

Игровые площадки на участке оснащены игровыми и спортивными модулями. Спортивный инвентарь промаркирован, безопасен, соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам.

2.2. Планирование физкультурно-оздоровительной работы

Совместная образовательная деятельность педагогов и детейСамостоятельная деятельность детейОбразовательная деятельность в семье
непосредственно образовательная деятельностьобразовательная деятельность в режимных моментах
Физкультурные занятия:
— сюжетно-игровые,
— тематические,
— классические,
— на улице,
в бассейне

Общеразвивающие упражнения:
с предметами,
— без предметов,
— сюжетные,
— имитационные.

Игры с элементами спорта.

Спортивные упражнения
Индивидуальная работа с детьми.

Игровые упражнения.

Игровые ситуации.

Утренняя гимнастика:
— классическая,
— игровая,
— полоса препятствий,
— музыкально-ритмическая,
— аэробика,
— имитационные движения.

Физкультминутки.

Динамические паузы.

Подвижные игры.

Игровые упражнения.

Игровые ситуации.

Проблемные ситуации.

Имитационные движения.

Спортивные праздники и развлечения.

Гимнастика после дневного сна:
— оздоровительная,
— коррекционная,
— полоса препятствий.

Упражнения:
— корригирующие
— классические,
— коррекционные.
Подвижные игры.

Игровые упражнения.

Имитационные движения.
Беседа

Совместные игры.

Походы.

Занятия в спортивных секциях.
Занятия-развлечения

Занятия
Объяснение

Показ

Дидактические игры

Чтение художественных произведений

Личный пример

Иллюстративный материал

Досуг

Театрализованные игры
Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры
Беседа

Совместные игры

Чтение художественных произведений

2.3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

В таблице приведены режимы дня для различных возрастных групп. В режиме дня указана общая длительность образовательной деятельности, включая перерывы между их различными видами. Педагог самостоятельно дозируется объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Образовательная деятельность с детьми можно организовывать и в первую и во вторую половину дня. В теплое время года часть НОД можно проводить на участке во время прогулки.

В середине НОД статического характера рекомендуется проводить физкультминутки.

Образовательная деятельность по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

Распорядок дня является примерным, его можно корректировать с учетом особенностей работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т.п.)

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нем позаботятся. Повышенное внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду.

Режим дня в холодный период

Дома
Подъем, утренний туалет6.30-7.30
В дошкольном учреждении
Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство7.30-8.20
Подготовка к завтраку, завтрак8.20-9.00
Игры, самостоятельная деятельность9.00-9.10
Организованная образовательная деятельность9.10- 9.30;
9.40-10.00
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)10.10-11.50
Возвращение с прогулки, игры11.50-12.05
Подготовка к обеду, обед12.05-12.50
Подготовка ко сну, дневной сон12.50-15.00
Постепенный подъем, закаливающие процедуры, игры15.00-15.25
Подготовка к занятиям 2 половине дня15.25-15.45
Игры, самостоятельная деятельность детей15.45-16.30
Подготовка к полднику, уплотненный полдник16.30-16.40
Игры, прогулка, уход детей домой16.40-18.00
Дома
Прогулка18.00-20.00
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры20.00-20.40
Укладывание, ночной сон20.40-6.30 (7.30)

Режим дня в теплый период года

Дома
Подъем, утренний туалет6.30-7.30
В дошкольном учреждении
Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство7.30-8.20
Подготовка к завтраку, завтрак8.20-9.00
Игры, самостоятельная деятельность9.00-9.10
Организованная образовательная деятельность9.10- 9.30;
9.40-10.00
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.10-11.50
Возвращение с прогулки, игры11.50-12.05
Подготовка к обеду, обед12.05-12.50
Подготовка ко сну, дневной сон12.50-15.00
Постепенный подъем, закаливающие процедуры, игры15.00-15.25
Игры, самостоятельная деятельность детей15.50-16.15
Подготовка к занятиям 2 половине дня15.25-15.45
Самостоятельная деятельность детей15.45-16.30
Подготовка к полднику, уплотненный полдник16.30-16.40
Игры, прогулка, уход детей домой16.40-18.00
Дома
Прогулка18.00 – 19.00
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры19.00 – 20.40
Укладывание, ночной сон20.40-6.30 (7.30)

2.4. Особенности организации режимных моментов

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.).чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Прием пищи. Если позволяют условия, то следует давать детям право выбора хотя бы из двух блюд. В этом случае они едят более охотно.
Важно помнить, что дети едят с разной скоростью, поэтому надо дать им возможность принимать пищу в своем темпе.

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании еды или после ее приема – это способствует утомлению.

Прогулка. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья детей и профилактики утомления. На прогулке они могут удовлетворить свою потребность в двигательной активности (в самостоятельных и организационных подвижных, спортивных играх и упражнениях).

Недопустимо сокращать время прогулок; воспитатель должен обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в соответствии с режимом дня.

Продолжительность прогулки во многом зависит от ее организации. Процесс одевания и раздевания нередко затягивается, особенно в холодное время года. Правильное сформированные навыки самообслуживания, умение аккуратно складывать одежду в определенном порядке, ожидание интересной прогулки – все это помогает детям собираться быстрее и позволяет дольше находиться на свежем воздухе.

Ежедневное чтение. В режиме дня для целесообразно выделить постоянное время ежедневное чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие – у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами. Задача педагога – сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.

Дневной сон. Правильное чередование сна и бодрствования способствует нормальной психической деятельности, особенно в дошкольном возрасте. Быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют разнообразная активная деятельность детей во время бодрствования; спокойные занятия, снимающие перевозбуждение, перед отходом ко сну. В помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку. Постоянный приток свежего воздуха в спальное помещение также способствует спокойному и глубокому сну.

2.5. Система закаливания

Формы и методыСодержаниеВозраст детей
Гигиенические и водные процедуры— умывание прохладной водой;
— мытье рук;
— игры с водой;
— обеспечение чистоты среды
Дети всех возрастов
Световоздушные ванны— проветривание помещений;
— сон при открытых фрамугах;
— прогулки на свежем воздухе;
— обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
— облегченная одежда для детей в детском саду.
Дети всех возрастов
Спецзакаливание— босоножье;
— игровой массаж по методикам (закаливающее дыхание, массаж рук, ушных раковин);
— обширное умывание после дневного сна;
— дыхательная гимнастика;
— полоскание рта после обеда.
Средняя, старшая, подготовительная

Старшая, подготовительная младшие – подготовительная группы

Средняя, старшая, подготовительная

2.6. Двигательный режим в санаторной группе

Формы организацииМладший возрастСтарший возраст
Младшие
группы
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовит.
группа
Организованная деятельность6 часов в неделю8 часов в неделю
Утренняя гимнастика6-8 минут6-8 минут8-10 минут10-12 минут
Дозированный бег3-4 минуты5-6 минут7-8 минут
Упражнения после дневного сна5-10 минут5-10 минут5-10 минут 5-10 минут
Подвижные игрыне менее 2-4 раз в деньне менее 2-4 раз в деньне менее 2-4 раз в деньне менее 2-4 раз в день
6-8 минут8-10 минут10-15 минут10-15 минут
Спортивные игрыЦеленаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделюЦеленаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделюЦеленаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю
Спортивные упражненияЦеленаправленное обучение не реже 2 раза в неделюЦеленаправленное обучение не реже 2 раза в неделюЦеленаправленное обучение не реже 2 раза в неделюЦеленаправленное обучение не реже 2 раза в неделю
8-12 минут8-15 минут8-15 минут
Физкультурные упражнения на прогулкеЕжедневно
5-10 минут10-12 минут10-15 минут10-15 минут
Спортивные развлечения1-2 раза в месяц1-2 раза в месяц
15 минут20 минут30 минут 30-40 минут
Спортивные праздники2-4 раза в год2-4 раза в год2-4 раза в год2-4 раза в год
15 минут20 минут 30 минут 40 минут
День здоровьяНе реже 1 раза в кварталНе реже 1 раза в кварталНе реже 1 раза в кварталНе реже 1 раза в квартал
1 день в месяц1 раз в месяц1 раз в месяц1 раз в месяц
Неделя здоровьяНе реже 1 раза в кварталНе реже 1 раза в кварталНе реже 1 раза в кварталНе реже 1 раза в квартал
Самостоятельная двигательная деятельностьежедневноежедневноежедневноежедневно

2.7. Модель двигательного режима в санаторной группе

Формы организацииОсобенности организации
1Утренняя гимнастикаЕжедневно на открытом воздухе или в зале, длительность- 6- 15 минут
2Двигательная разминка во время перерыва между занятиямиЕжедневно в течение 10 минут
3Динамические паузы во время НОДЕжедневно, в зависимости от вида и содержания занятий
4Подвижные игры и физические упражнения на прогулкеЕжедневно с учетом уровней двигательной активности (ДА) детей, длительность 10-15 минут.
5Индивидуальная работа по развитию движений на прогулкеЕжедневно во время прогулки, длительность- 12- 15 мин
6Оздоровительный бег2 раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек во время утренней прогулки, длительность — 3-7 мин.
7Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннамиЕжедневно по мере пробуждения и подъема детей, длительность – 5-7 мин.
8НОД по физической культуре3 раза в неделю, из них 1 занятие на свежем воздухе. Длительность- 10- 30 минут
9Самостоятельная двигательная деятельностьЕжедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей
10Физкультурно- спортивные праздники 2-3 раза в год (последняя неделя квартала)
11Неделя здоровья 1-2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп
12Физкультурный досуг2-3 раза в год
13Физкультурно- спортивные праздники 1-2 раза в год на воздухе или в зале, длительность- не более 30 мин.
14Спартакиады вне детского садаУчаствуют дети с высоким уровнем физической подготовленности
15Совместная физкультурно- оздоровительная работа детского сада и семьиПо желанию родителей и детей не более 2 раза в неделю, длительность 25-30 мин
16Участие родителей в физкультурно- оздоровительных, массовых мероприятиях детского садаВо время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, посещения открытых занятий

2.8. Комплексно- тематическое планирование работы

ТемаРазвернутое содержание работыИтоговое мероприятие с детьмиМероприятие с родителями
«Здравствуй детский сад», «День знаний»
(1 неделя сентября)
Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада. Способствовать положительных эмоций по отношению к детскому саду. Познакомить с детским садом, с группой, работниками детского сада, их трудом.
Экскурсия по детскому саду.
Адаптационный период
Консультация «Адаптация ребенка в условиях детского сада»
«Мой дом», «Мой город».
(2 неделя сентября)
Формировать представление о себе. Закрепление называть по имени и отчеству свое ближайшее окружение. Расширять знания детей о понятиях «Мой дом. Моя улица. Мое село. Моя страна»Беседа «Мое село». Составление «дерева» родословной
«Краски осени», «Урожай», «Животный мир» (птицы насекомые) (3-4 неделя сентября, 1 неделя октября)Расширять представления детей об осени, ее приметах в природе, в одежде людей)Беседа на тему «Вредная и полезная пища», «Витамины растут на грядке»Консультация для родителей «Витамины и их роль в жизни ребенка»
«Я человек», «Моя семья» (2 неделя октября)Формировать образ Я.
Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления.
Побуждать называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащать представления о своей семье.
Показ презентации «Тело человека»Анкета для родителей «Какое место занимает физкультура в вашей семье?»
«Народная культура и традициии», «Наш быт» (3-4 неделя октября)Знакомство детей с бытом тувинского народа.Тувинские подвижные игры и забавыПапка-передвижка «Лекарственные растения Тувы»
«День народного единства», «Дружба» (1 неделя ноября)Расширение представления детей о родной стране, о праздниках, развивать интерес об истории своей страны.Показ картин и иллюстраций о разных народностях
«Мониторинг» (2 неделя ноября)Педагогическая диагоностика Наблюдение игровой деятельности (заполнение персональных карт детей)Анкетирование родителей по вопросам развития ребенка
«Здоровей-ка» (3 неделя ноября)Расширять представления о здоровье, здоровом образе жизни. Расширение представлений о себе.Выставка фотографий спортсменов Тувы
День здоровья.
Выпуск журнала для родителей «Здоровей-ка»
«День матери» (4 неделя ноября)Воспитывать уважение к своей матери, расширение гендерных представлений, уважение девочек.Национальная одежда, обувь тувинцев.
Праздник для мам и девочек.
Спортивный досуг с мамами «А ну-ка, мамы!»
«Здравствуй зимушка-зима!», «Город мастеров», «Новогодний калейдоскоп» (1-4 неделя декабря)Расширение знаний детей о зиме. Развивать умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Расширение представления о зимующих птицах. Наблюдение за зимующими птицами, их повадками, поведением. Прививать желание помочь птицам. Организовывать все виды детской деятельности вокруг Новогоднего праздника.Выствка детских рисунков.Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРЗ в домашних условиях»
«Рождественские каникулы», «В гостях у сказки», «Профессии» (1-4 неделя января)Расширять представления о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Воспитывать положительное, уважительное отношение к профессиям других людей.Сюжетно-ролевая игра «Больница»
«Национальный праздник Шагаа» (1 неделя февраля)Продолжать знакомство с народной культурой и традициями с праздником Шагаа. Тувинская игра с косточкамиВыставка тувинских блюд
«Наши защитники», «Транспорт», «Маленькие исследователи» (2-3 неделя ферваля)Знакомить детей с военными профессиями, с военной техникой, с флагом России. Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять гендерное воспитание.Парад ко дню защитника Отечества.Выпуск журнала «Здоровей-ка»
«Межданродный женский женский день» (4 неделя февраля 1 неделя марта)Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширять гендерные представления. Привлекать к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.Тувинская посуда и предметы быта.Спортивный досуг «Папа, мама и я – спортивная семья»
«Весна шагает по планете» (2 неделя марта)Расширять представления детей о весне. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, ввести сезонные наблюдения. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.НОД Весна в нашем поселкеСовместная экскурсия с детьми и с родителями в поляну
«Миром правит доброта», «Быть здоровым хотим» (2-3 неделя марта)Расширять представления о здоровье, здоровом образе жизни. Расширение представлений о себе.Выставка фотографий спортсменов Тувы
День здоровья.
Родительское собрание на тему «Бережем здоровье!»
«День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) (1 неделя апреля)Знакомить с театром. Показ театрализованных представленийВечер отдыха «День смеха»
«День Земли» (2 неделя апреля)Привить любовь к родной земле.Выставка детского творчества.Конкурс сочинений «Моя Тува»
«Космос», «Приведем в порядок планету» (3 неделя апреля) Дать понятие о космосе, планете.Выставка рисунков «Мы на планете»Участие в экологическом субботнике
«День победы» (4 неделя апреля, 1 неделя мая)Воспитывать любовь к родине.Праздник ко дню победыПомощь в оформлении участка
Выпуск журнала «Здоровей-ка»
«До свидания детский сад лето». (2-4 неделя мая)Расширять представления детей о лете. Знакомство с летними видами спорта.Организовывать все виды детской деятельности по теме прощания с детским садом.Буклет для родителей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

2.9. Индивидуальный щадящий режим после перенесенных заболеваний

Назначается перенесшим заболевание детям и часто болеющим детям медицинским работником ДОУ для снижения физической и интеллектуальной нагрузки по рекомендации лечащего педиатра на определенный срок в зависимости от состояния здоровья ребенка и диагноза заболевания.

Ориентировочные сроки щадящего режима:

  1. ОРВ, грипп, ангина, острый бронхит, острый гнойный отит, БА после обострения – 25 дней.
  2. Пневмония, острые инфекционные заболевания, обострения экземы, сотрясение мозга средней тяжести, состояние после полостных операций, после тонзилэктомии – 2 месяца.
  3. Острый пиелонефрит, менингит – более двух месяцев.
Вид деятельности в режиме дня при щадящем режимеРекомендации
Приход в ДОУ8.00-8.30. Индивидуальная «минутка общения»
Утренняя разминкаСнижение нагрузки по бегу, прыжкам. Включение дыхательных упражнений
Гигиенические процедуры (умывание)Температура воды 16-20 градусов, тщательное вытирание рук, лица.
Закаливающие процедуры (воздушные ванны, бодрящая гимнастика)Снимается пижама и надевается сухая футболка
ПитаниеСадятся первыми за стол
Подготовка к прогулке, выход на прогулкуОдеваются и выходят на улицу последними
ПрогулкаВовлечение в умеренную двигательную деятельность
Возращение с утренней прогулкиВозвращение с прогулки первыми, под присмотром взрослого, замена влажной майки на сухую.
Физкультурное занятиеПо рекомендации лечащего педиатра – освобождение до 10 дней. Далее отмена или снижение нагрузки по беге, прыжкам.
Занятие интеллектуальное Вовлечение в активную интеллектуальную деятельность в первую половину занятия.
Дневной сонУкладывание первыми, подъем по мере просыпания. Постепенный подъем, зарядка с упражнениями на дыхание, ходьба по «дорожкам здоровья», воздушные процедуры.
Совместная деятельность с воспитателемУчет настроения и желаний ребенка
Самостоятельная деятельностьПредлагать места, удаленные от окон и дверей
Уход домойДо 18.00 часов.

2.9. Распределение детей по группам здоровья

Фамилия имя ребенкаДата рожденияIIIIIIIVV
1Айыр-оол Ширин Айдысович28.08.2013II
2Джумагулов Ай-Белек Радомирович02.03.2012II
3Середар Сендаш Сылдысович16.11.2011II
4Суктер-оол Аюна Сайыновна12.07.2011II
5Суктер-оол Самир Сайынович14.11.2009II
6Чадамба Сайын Александрович02.11.2013II
7Чамбал Мила Эдуардовна21.11.2011II
8Иргит Челээш Мергеновна02.01.2010II
9Иргит Менги Мергенович15.03.2013II
10Биче-Кут Ай-Белек Владимирович15.07.2011II
11Суван Седип Саянович14.10.2010II
12Допуй-оол Батыр Рустамович11.07.2012II
13Сурун-оол Демир-Санаа Радионович08.11.2011II
14Суван Долгар Саянович24.11.2012II
15Хунажык Лейсан Айхереловна24.11.2012II

III Преемственность в работе с семьей

Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Задачи работы с родителями:

  • Изучение условий семейного воспитания через анкетирование и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.
  • Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
  • Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в санаторной группе.
  • Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная гимнастика, физические упражнения и т.д.) с целью профилактики заболевания детей.
  • Организация консультативного пункта для родителей санаторной группы для профилактики и коррекции ранних осложнений в состоянии здоровья ребёнка.
  • Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в группе.

Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.

3.1. Принципы взаимодействия с семьей

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

3.2. Формы работы с родителями

Содержание
1Проведение тематических родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций
— Кариеса можно избежать
— Профилактика гриппа и ОРЗ
— Витамины и их роль в жизни ребенка
— Как уберечь детей от простуды
— Основы правильного питания
— Контрастное воздушное и водное закаливание
— Группы здоровья
2Педагогические беседы с родителями (индивидуальные, подгрупповые) по проблемам
3Дни открытых дверей
4Участие в разработке физкультурно-оздоровительных проектов и оформлении мультимедийных презентаций
5Показ практических занятий по физической культуре
6Совместные спортивные праздники и развлечения
7Совместные походы, экскурсии, прогулки по экологическим тропам
8Круглые столы с привлечением специалистов детского сада
9Журнал для родителей «Здоровей-ка»
10Организация совместных дел
11Оформление тематических фотостендов, рукописных семейных книг, плакатов
12Участие в творческих конкурсах
13Участие в организации и проведении Недель Здоровья
14Участие в экологическом субботнике
15Обучение родителей принципам оздоровительных технологий
16Оформление уголка «Здоровей-ка»
17Участие в проведении Недель Здоровья

3.3. Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома

Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.

3.4. Общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома

В семьеВ ДОУ
По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.
Приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.
Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек, как основу становления характера ребенка.
Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников.
Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.
Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.Соблюдение требований СанПиН по организации жизни детей в ДОУ.
Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.
Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.
Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача: условиями домашних условийОсуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача: условиями образовательного учреждения
Создание детской библиотеки энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.
Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.
ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

3.5. Физкультурно-оздоровительный климат в семье

Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой.

Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.

Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Для реализации этой проблемы необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов — с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).

Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон.

Если в семье имеются в наличии эти основные (ключевые) предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей.

Однако, как показывает анализ полученных данных анкетирования, зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно.

Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья. Со стороны сотрудников ДОУ необходимо передавать родителям способы организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях, необходимо создавать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые и дети могут чувствовать себя естественно раскованно.

В домашних условиях родители выделяют круг основных предметов для двигательной деятельности ребенка дошкольника.

Работу по повышению педагогической компетенции родителей проводит воспитатель.

В качестве ключевых ситуаций предпочтительнее использовать совместные подвижные игры воспитателя с детьми и их родителями.

Наиболее удобно осуществлять этот вид работы во второй половине дня, когда родители могут задержаться на некоторое время в детском саду.

Пример совместной игры взрослых позволяет детям этого возраста «схватить» целостный образец выполнения определенных действий и схему взаимодействия.

Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями по физическому воспитанию детей (от 1,5 до 3 лет):

  • Воспитатель в присутствии детей приглашает взрослого к участию в совместной подвижной игре и демонстрирует возможные образцы деятельности с ключевыми предметами;
  • Игровые действия повторяются несколько раз, сопровождаясь эмоционально окрашенными положительными высказываниями.
  • В процессе совместной игры воспитатель знакомит родителей с разнообразием основных ключевых предметов и с приемами их игрового использования.
  • Затем воспитатель приглашает ребенка и проигрывает с ним несколько вариантов действий с ключевыми предметами. Родитель ставится в позицию наблюдателя и еще раз получает возможность усвоить способы организации физического воспитания в семье.
  • По окончании совместной игры с малышом, воспитатель предлагает родителю самостоятельно организовать эту игру с одним-двумя детьми. 

Алгоритм взаимодействия с семьей по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет):

  • Период формирования двигательных умений и навыков детей на основе подражания действиям взрослых или сверстников. Особенностями двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега и лазания, а также освоение таких форм движения, как езда на трехколесном велосипеде, катание на лыжах, выполнение движений с предметами и упражнений.
  • Формировать овладение различными формами прыжков, метания (бросания и ловля).
  • Учить освоению упражнений с сохранением равновесия (ходьба по ограниченной поверхности: скамейке, бревну, снежному буму, бордюрному камню и т.д.).
  • Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остается совместная подвижная игра с взрослым и другими детьми и желание закрепить новые умения и навыки.

Развивающая среда дома:

  • Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку — мешок для метания мячей, мяч — прыгунок и лыжи.
  • Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности: активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием. Без тренажера и сетки для метания можно обойтись, но есть одна игрушка, без которой жизнь ребенка младшего дошкольного возраста была бы тусклой и бедной. И эта игрушка — мяч.
    • Мяч является ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовании своих действий с действиями других участников игры. Родителям необходимо объяснять уникальность и универсальность мяча, которая определяется теми свойствами, которыми он обладает: катиться, подскакивать, подлетать вверх, отлетать от преграды в результате приложения к нему физического усилия.
    • Педагогам детского сада необходимо помочь родителям освоить простые ежедневные забавы с мячом, способные приносить пользу и доставлять истинную радость ребенку.
  • Ключевая позиция взаимодействия воспитателя с родителями строится на основе определенного алгоритма (с использованием мяча).
  • Необходимо организовать деятельность не индивидуально, а малыми подгруппами (3-4 взрослых и столько же детей).
  • Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями детей 3-5 лет может быть таким: воспитатель начинает игру с подгруппой родителей (2-3 чел.), а затем привлекает к совместной деятельности дошкольников (или наоборот, сначала начинает игру с детьми, а затем привлекает взрослых). После этого представляет участникам игры возможность продолжить действия самостоятельно. По такой схеме построены подвижные игры.
  • При организации индивидуального консультирования все рекомендованные упражнения специалист должен выполнять вместе с ребенком и его родителями (для формирования двигательного образца осваиваемых движений).
    • Воспитатель может порекомендовать родителям во время совместных упражнений использовать музыкальное сопровождение: включать песенки их любимых мультфильмов. По окончании выполнения упражнений следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности.

Алгоритм взаимодействия с семьей по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

Поддерживать интерес детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам — одно из ведущих направлений взаимодействия педагогов и родителей.

Многие родители приобретают для пятилетних детей двухколесный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, скутер и снегокат, коньки и скейтборд. У них возникает желание видеть своих детей умными, ловкими, грациозными и подтянутыми, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удается.

Воспитателям необходимо проводить разъяснительную работу по использованию универсальных игрушек, которые позволят взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей. К их числу относится мяч, а также другие ключевые предметы, обеспечивающие совершенствование двигательных навыков старших дошкольников — скакалка и мишень с дротиками.

Родители должны знать, что игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции.

Для девочек шести лет умение прыгать через короткую и длинную скакалку означает переход к играм «больших девочек — школьниц», а значит, возможность быть принятой в совместные игры с ними.

Алгоритм овладения умением прыгать через скакалку происходит в несколько этапов:

  • Вначале прыжки выполняются медленно, движение рук и ног ребенка не синхронизированы.
  • Затем, по мере необходимости тренировок, дети овладевают следующими видами прыжков: ноги скрестно — ноги врозь, на одной и двух ногах, с промежуточными подскоками, прыжки парами и другие.
  • При систематических занятиях длительности непрерывных прыжков со скакалкой может доходить до 2-3 минут.
    • Необходимо обратить внимание родителей на игру дартс, которая является тем спортивным атрибутом, который позволяет привлечь к играм и занятиям в семье пап и дедушек.
    • На начальных этапах обучения можно рекомендовать использовать безопасный дартс (с шариками на «липучках» или магнитными дротиками), а затем перейти к играм с настоящими дротиками и стрелами. Родители должны знать, что основное назначение игры в дартс — развитие глазомера и меткости ребенка, мелкой моторики кистей и пальцев рук, улучшение координации движений, тренировка выдержки, внимания и быстроты реакции.

Алгоритм овладения умением бросать дротики в цель:

  • Ставить задачи перед ребенком — просто попасть в мишень. Важно научить детей выполнять бросок от плеча и следить за дротиком глазами по направлению к цели. Когда дети повторят бросок много раз, ребенок привыкает к правильному движению руки и туловища. Важно, чтобы в момент броска туловище резко подавалось вперед, но равновесие при этом не нарушать.
  • Предложить ребенку совершать броски в определенный сектор мишени, зарабатывая определенное количество очков.
    • Ключевыми ситуациями взаимодействия воспитателя и родителей демонстрирующими варианты использования домашней предметно-развивающей среды в физическом воспитании старших дошкольников, являются совместные игры взрослых и детей с использованием мяча, скакалки и дартса.

Алгоритм взаимодействия:

  • Педагог организует подвижную игру с подгруппой детей и несколькими взрослыми;
  • После этого переходит к детям, которые играют самостоятельно.

IV Содержание физкультурно-оздоровительной работы с учетом национально-регионального компонента

Формирование культурно-гигиенических навыков через устное народное творчество.

Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя тувинский фольклор.

Развитие интереса к подвижным играм тувинского народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Воспитание интереса к движению, к совместным подвижным играм тувинского народа. Формирование положительного качества личности ребенка, применяя фонетические упражнения, физминутки, дыхательную гимнастику тувинского народа.

Ознакомление с тувинскими и русскими народными играми, развитие интереса к народным играм. Развитие творческих способности детей (придумывание разных вариантов игр), физические качества: быстроту, ловкость, выносливость во время подвижных игр; совершенствование двигательные умения и навыки детей.

Список литературы:

  1. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет. Борисова М.М.
  2. Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей 3-7 лет Пензулаева Л.И.
  3. Сборник подвижных игр/ Автор-сост. Э.Я Степаненькова.
  4. Физическая культура в детском саду: Вторая младшая группа. Пензулаева Л.И.; средняя группа. Пензулаева Л.И.; старшая группа. Пензулаева Л.И.; подготовительная к школе группа. Пензулаева Л.И.
  5. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении / Н.С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2004.
  6. Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.
  8. Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2003.
  9. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.
  10. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
  11. Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002.